Первая прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области

Прокурор Говоров Антон Витальевич

Адрес: 141079, Московская область, город Королёв, улица Терешковой, дом 8/28

Телефон: 8 (495) -511-12-11

 

ПЕРВАЯ ПРОКУРАТУРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НА ОСОБО РЕЖИМНЫХ ОБЪЕКТАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

разъясняет

Гарантии прав работников в области охраны труда.

Конституция Российской Федерации в статья 37 закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Так, государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника в соответствии с настоящим Кодексом средствами коллективной защиты и средствами индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в размере среднего заработка работника.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

В соответствии со ст. 216.2 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на получение актуальной и достоверной информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте, о предоставляемых ему гарантиях, полагающихся ему компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ.

Обязанность предоставления указанной в настоящей статье информации возлагается на работодателя, а также на соответствующие государственные органы и общественные организации при наличии у них такой информации.

Работодатель обязан незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда к опасному классу условий труда.

Формы (способы) и рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, а также примерный перечень таких информационных материалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно ст. 216.3 Трудового кодекса Российской Федерации санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи, устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.

Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится за счет средств работодателя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Какие льготы и социальные гарантии предусмотрены законом для детей инвалидов

Конституцией Российской Федерации как основным законом предусмотрены основополагающие гарантии на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, для воспитания детей.

Порядок предоставления льгот и гарантий детям-инвалидам закрепляется и регулируется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также иными нормативными актами – такими, как Федеральный закон от 29.12.2021 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Жилищный кодекс Российской Федерации и др.

Действующее законодательство наделяет детей-инвалидов особыми правами в сфере образования, реабилитации и оздоровления, обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, ЖКХ, транспортного обслуживания. Также они имеют право на некоторые денежные выплаты и налоговые льготы.

Так, дети-инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания. Предусмотрено также предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Российское законодательство предусматривает проведение реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов, получение ими технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также предоставляемых за счет средств федерального бюджета, а обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с разработанной ребенку-инвалиду индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

Дети-инвалиды и семьи с детьми-инвалидами также пользуются следующими правами и гарантиями в соответствии с жилищным законодательством:

– обеспечение жильем во внеочередном порядке в том случае, если они проживают в организациях социального обслуживания и относятся
к категории сирот или оставшихся без попечения родителей, по достижении 18 лет (если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни);

– оборудование жилых помещений специальными средствами
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

– оплату в размере 50% платы за жилое помещение (государственного жилищного фонда) и коммунальные услуги (независимо от вида жилищного фонда);

Создаются также и необходимые условия для получения образования:

– родители детей-инвалидов освобождены от оплаты их содержания
в государственных дошкольных образовательных учреждениях;

– закрепление обязанности создания образовательными организациями необходимых условий к обучению на дому или в медицинских организациях и обеспечения специальной учебной литературой;

– обеспечение назначения студентам названной категории государственной социальной стипендии;

– обеспечение гарантии приема на обучение по программам специалитета за счет бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов в пределах установленной квоты;

– обеспечение приема на подготовительные отделения на обучение
за счет бюджетных средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

Кроме того, дети-инвалиды имеют первоочередное право на предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также преимущественное право зачисления в образовательные организации на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях.

Защита социальных и иных прав участников специальной военной операции и членов их семей.

 Федеральным законом от 06.04.2024 № 72-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.10.2022 № 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми предусмотрено освобождение участников специальной военной операции от уплаты процентов по кредитам (за исключением ипотечных кредитов), начисленных в течение действия льготного периода.

Так, с 06.04.2024 по кредитным договорам и договорам займа (кроме договоров, обязательства по которым обеспечены ипотекой), заключенным с военнослужащими, а также с лицами, проходящими службу в пограничных органах и обеспечивающих проведение СВО, начисленные проценты уплате не подлежат. По окончании льготного периода обязательства по уплате таких процентов прекращаются. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, по которым льготный период установлен до 06.04.2024, за исключением случая, если по состоянию на 06.04.2024 обязательства лица по договору прекращены, в том числе в связи с их исполнением.

В случае, если в течение льготного периода указанные выше лица досрочно исполнили обязательства по договорам, то уплаченные ими денежные средства не могут направляться кредитором в счет погашения начисленных процентов. При превышении уплаченных денежных средств над объемом обязательств по договору, рассчитанных без учета суммы начисленных процентов, денежные средства в размере соответствующей разницы подлежат возврату. Если до 06.04.2024 льготный период по договору окончен, то кредитор обязан до 16.04.2024 направить военнослужащему уведомление об отсутствии обязанности по уплате процентов, а также уточненный график платежей. Уточненный график не направляется в отношении договоров, предусматривающих предоставление кредита (займа) с лимитом кредитования. В ситуации, когда до 06.04.2024 военнослужащий уплатил денежные средства в счет погашения процентов, то такие средства до 16.04.2024 должны быть направлены кредитором на погашение основного долга либо, если военнослужащим оплачен основной долг – на исполнение иных обязательств по договору в предусмотренной очередности. При оплате основного долга и иных обязательств по договору до 06.04.2024 денежные средства возврату не подлежат.

Статьей 351.7 Трудового кодекса РФ установлены особенности обеспечения трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы РФ.

Федеральным законом от 06.04.2024 № 70-ФЗ Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 264.1, согласно которой работодатели с 06.04.2024 не вправе расторгать трудовые договоры по своей инициативе с овдовевшими супругами ветеранов боевых действий. Запрет применяется в течение одного года после смерти. При этом есть исключения, в частности: повторный брак овдовевшего специалиста, ликвидация организации, грубый или неоднократный проступок.

Указом Президента Российской Федерации от 08.04.2024 № 245 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» в Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98-ФЗ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» внесены изменения. Ранее при отсутствии членов семей, определенных частью 11 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», единовременная выплата полагалась в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам погибших (умерших) лиц. Теперь при осуществлении выплат должны учитываться совершеннолетние дети погибшего (умершего) лица, а потом, в случае их отсутствия, – полнородные и неполнородные братья и сестры.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2024 № 460 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Установлено, что отсутствие постоянно или временно проживающего в жилом помещении потребителя в связи с его призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, будет являться основанием для перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за указанный период. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия, к заявлению о перерасчете могут прилагаться, в том числе документы, подтверждающие период прохождения военной службы по мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

 Материнский капитал – это одна из мер государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости. Право на материнский капитал предоставляется однократно.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» воспользоваться материнским капиталом можно только после получения сертификата, который удостоверяет право на материнский капитал.

Материнский капитал можно использовать исключительно на цели улучшение жилищных условий на территории Российской Федерации, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной пенсии женщиной или мужчиной, имеющим право на получение материнского капитала (за некоторым исключением), приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

С января 2024 года право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению, у лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день рождения ребенка, независимо от их места жительства.

При возникновении права на материнский капитал не учитываются дети, не приобретшие гражданства Российской Федерации по рождению.

Новые правила не распространяются на жителей новых регионов Российской Федерации, не имевших российского гражданства на день рождения ребенка по состоянию на дату принятия в состав Российской Федерации новых субъектов.

Также с февраля 2024 года проиндексирован материнский капитал на 7,4%. Максимальное повышение ждет родителей, которые пока ни разу не распоряжались его средствами. Для таких семей сумма выросла на 43,4 тыс. рублей и составила более 630 тыс. рублей. Если оформлен повышенный материнский капитал на второго ребенка и при этом не было никаких трат по сертификату, сумма вырастет на 57,4 тыс. рублей, до 833 тыс. рублей. Родителям, сохранившим неполную сумму на сертификате, в феврале также будет проиндексирован остаток средств.

 

Обеспечение льготными лекарственными препаратами отдельных категорий граждан.

Льготное лекарственное обеспечение является реализацией как конституционной цели социального государства, так и конституционно установленных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Лекарство можно получить только по рецепту врача. Обращаться нужно в те медицинские организации (городские больницы, поликлиники, диспансеры), в которых врачи имеют право выписывать льготные рецепты.

Лекарства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания (для детей-инвалидов) отпускаются только из специальных аптечных пунктов в медицинских организациях и из аптек в непосредственной близости от них

Обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется в рамках реализации следующих социальных гарантий:

Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Лекарственное обеспечение граждан, входящих в перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.

Обеспечение лекарствами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.

Обеспечение лекарственными препаратами для лечения отдельных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез) также в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.

В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», аптечная организация организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Если за то время, когда препарата не было в наличии, истек срок действия рецепта, переоформлять его не нужно.

Если вам отказали в выписке рецепта или выдаче лекарства по нему, Вы вправе также обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения либо в суд.

Лица, имеющие право на бесплатное получение лекарств:

1.Граждане при оказании им в рамках программы госгарантий бесплатной медпомощи: первичной медико-санитарной помощи в дневном стационаре и в неотложной форме, специализированной, скорой, паллиативной медпомощи в стационаре, дневном стационаре и при посещениях на дому – в отношении лекарств, включенных в утвержденный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств (ч. 2 ст. 80 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р).

2.Дети до трех лет, инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы – в отношении лекарств, выдаваемых по рецептам врачей (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 N 1157; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890).

3.Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом (п. 4 ст. 14 Закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ).

4.ВИЧ-инфицированные, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции (п. 1 ст. 4 Закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.12.2005 N 757).

5.Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы (п. 2 ст. 16 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

6.Сотрудники органов внутренних дел РФ(ч. 1 ст. 11 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ; ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст. 56 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ).

7.Лица, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).

8.Граждане, занятые на работах с химическим оружием, и граждане, получившие профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием (ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ).

9.Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы (граждане РФ) (ч. 2 ст. 2 Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ)

10.Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы (граждане РФ) (п. 2 ст. 4 Закона от 15.01.1993 N 4301-1).

11.Лица в составе Российской антарктической экспедиции (ч. 13 ст. 5 Закона от 05.06.2012 N 50-ФЗ).

 

Права граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Сфера жилищно-коммунального хозяйства является одной из наиболее социально значимых отраслей законодательства.

Кроме того, сфера ЖКХ и ее устойчивое функционирование являются гарантом социальной безопасности населения.

В силу действующего жилищного законодательства, основными участниками жилищно-коммунальных правоотношений являются исполнитель и потребитель коммунальных услуг.

Так, Потребитель имеет право:

– получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;

– получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

– требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

– получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;

– требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

– требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);

– требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и для совершения иных действий, указанных в настоящих Правилах и договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ);

– принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию;

– требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного потребителем или привлеченным им лицом индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета электрической энергии, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, за исключением случаев организации учета электрической энергии;

– требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета и распределителей в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию;

– при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода, за исключением случаев, когда установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета электрической энергии присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в соответствии с требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

– требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков;

– требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

– требовать от исполнителя проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения исполнителем от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета;

– требовать от исполнителя с привлечением ресурсоснабжающей организации и при необходимости иных лиц, включая председателя совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

– требовать от гарантирующего поставщика, сетевой организации в случаях совершения действий по оснащению помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) приборами учета электрической энергии, вводу их в эксплуатацию, а также их поверке, замене и техническому обслуживанию;

– требовать от гарантирующего поставщика, сетевой организации в случаях, когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на указанные организации, проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в срок, не превышающий:

15 рабочих дней со дня получения исполнителем от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета в случае, когда исполнителем является гарантирующий поставщик и указанный прибор учета установлен им;

15 рабочих дней со дня получения гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) заявления потребителя от исполнителя, при этом исполнитель обязан уведомить потребителя, направившего такое заявление, о его переадресации гарантирующему поставщику (сетевой организации), при этом указанное заявление должно быть переадресовано не позднее одного рабочего дня со дня его получения исполнителем;

– осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

 

Основные отличия гражданско-правового договора от трудового договора

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Трудовым кодексом РФ установлен запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником
и работодателем (статья 15).

Гражданско-правовой договор отличается от трудового договора, прежде всего, предметом договора.

В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав
и обязанностей. По гражданско-правовому договору, в отличие от трудового, исполняется конкретное задание (поручение, заказ и др.).

Предметом такого договора служит конечный результат труда – например, построенное или отремонтированное здание, доставленный груз, выполненные работы.

Предметом трудового договора является личное выполнение работником трудовой функции за плату по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией и специальностью.

Еще одним отличающимся признаком трудового договора является определение порядка и формы оплаты труда.

Оплата труда работников в трудовых правоотношениях – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. При этом обычно применяются тарифные ставки и оклады, заработная плата выплачивается в установленном порядке не реже двух раз месяц.

По гражданско-правовым договорам цена выполненной работы (услуги), порядок ее оплаты определяются в договоре по соглашению сторон, а выдача вознаграждения производится обычно после окончания работы.

Необходимо отметить, что гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, не распространяются на гражданско-правовые отношения.

Компенсации и льготы работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Согласно ч. 1 ст. 116, ч. 1, 2 ст. 117 ТК РФ работникам с вредными условиями труда 2, 3 или 4 степени либо опасными условиями труда, присвоенной по результатам специальной оценки условий труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск сроком не меньше семи календарных дней.

В соответствии с ч. 3 ст. 117, ч. 3 ст. 216 ТК РФ специальные условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу
с вредными и (или) опасными условиями труда могут быть в отраслевом (межотраслевом) соглашении, в коллективном договоре, вашем локальном нормативном акте (например,
в положении о режиме труда и отдыха).

Работникам с вредными условиями труда 3 либо 4 степени или опасными условиями труда, присвоенной по результатам специальной оценки условий труда, устанавливается сокращенная продолжительность работы:

1)рабочая неделя- не больше 36 часов (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);

2)рабочий день (смену) – максимум 8 часов при 36-часовой рабочей неделе, максимум 6 часов – при 30-часовой рабочей неделе (ч. 2 ст. 94 ТК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 92, ч. 3 ст. 216 ТК РФ специальные условия сокращения продолжительности рабочего времени могут быть в отраслевом (межотраслевом) соглашении, в коллективном договоре, в локальном нормативном акте (например, в положении о режиме труда и отдыха).

Согласно ч. 1 ст. 222 ТК РФ, ч. 2 ст. 3, ч. 4 ст. 14 Закона о спецоценке работникам, которым по результатам специальной оценки условий труда установлены вредные условия труда, полагается молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Молоко (равноценные пищевые продукты) выдается работникам в порядке, установленном Нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.

Так, выдавать молоко или такие продукты работникам нужно только в дни их фактической работы в указанных условиях, то есть в условиях, когда уровень вредных производственных факторов, определенных в специальном Перечне, превышает установленные гигиенические нормативы. При этом молоко или другие равноценные пищевые продукты не выдаются только в том случае, если время работы составляет менее половины продолжительности рабочей смены конкретного работника.

В соответствии с п. 2 Норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов молоко либо другие равноценные пищевые продукты надлежит выдавать не позднее дня, следующего за днем внесения сведений о результатах проведения спецоценки условий труда в ФГИС СОУТ.

К равноценным пищевым продуктам относятся, например, кефир, йогурт.

Согласно ч. 1 ст. 222 ТК РФ как молоко, так и указанные продукты выдаются бесплатно по установленным нормам.

Норма бесплатной выдачи молока – 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности (п. 4 Норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов).

По письменному заявлению работника работодатель может заменить выдачу молока или других равноценных продуктов компенсационной выплатой, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Ответственность работодателя за задержку заработной платы работнику 

Обеспечение права каждого работника на своевременную выплату заработной платы в полном объеме является одним из основополагающих принципов правового регулирования трудовых отношении.

Статьёй 136 ТК РФ предусмотрено, что заработную плату следует выплачивать не реже двух раз в месяц. Однако возникают ситуации, когда работодатель далеко не всегда добросовестно выплачивает заработную плату, в связи с чем нарушаются права работников.

Согласно ст. 379 ТК РФ отказ работника от работы по причине невыплаты ему заработной платы является одной из форм самозащиты трудовых прав.

Для работодателей и руководителей организаций (иные должностные лица организаций), нарушающих нормы трудового законодательства, в частности, задерживающих выплату зарплаты и иных сумм, предусмотрена административная, уголовная и материальная ответственность. Кроме того, к руководителю учреждения собственник имущества может применить дисциплинарные взыскания. (ст. ст. 362, 419 ТК РФ).

Материальная ответственность состоит в обязанности работодателя в случае невыплаты заработной платы в срок выплатить определенную денежную сумму за каждый день просрочки выплаты зарплаты, причитающееся работнику, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Если сроки выплаты зарплаты нарушены, работодатель согласно ст. 236 ТК РФ обязан выплатить сотрудникам проценты. Размер процентов по действующему трудовому законодательству составляет 1/150 действующей в данное время ключевои ставки Центрального банка Российской? Федерации. Проценты выплачиваются также в случае задержки других выплат: отпускных, пособии? и т.д. Размер денежной компенсации может быть повышен в силу коллективного договора, трудового договора или локального нормативного акта. Работодатель обязан ее выплатить независимо от наличия его вины.

За невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы и других выплат, предусмотрена также административная ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере: от 10 000 до 50 000 руб. Лицо, которое ранее подвергалось административному наказанию по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и повторно совершило аналогичное правонарушение, может быть привлечено к ответственности по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ (если действия лица не содержат уголовно наказуемого деяния).

Кроме того, ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат предусмотрена и уголовным законодательством РФ.  Ответственность может быть возложена не только на руководителя организации, но и на руководителя филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации (ст. 145.1 УК РФ).

Лицо, впервые совершившее преступление по ч. 1 или 2 ст. 145.1 УК РФ, освобождается от ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела полностью погасило задолженность, а также уплатило проценты (компенсацию), и в его действиях нет иного состава преступления (п. 2 примечаний к ст. 145.1 УК РФ).

Ответственность работодателя по ст. 145.1 УК РФ наступает, если заработная плата и другие суммы, причитающиеся работнику, не выплачены умышленно, из корыстной или иной личной заинтересованности. Поэтому для привлечения к уголовной ответственности должно быть доказано, в частности, что руководитель организации (иное лицо, указанное в ст. 145.1 УК РФ) имел реальную финансовую возможность для выплаты или не имел такой возможности из-за своих неправомерных действий (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 46).

Уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ наступает в том числе в случаях, когда указанные суммы не выплачены работнику, с которым трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но он приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя.

Льготы, установленные донорам за сдачу крови 

Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» установлены правовые основы развития донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ  «О донорстве крови и ее компонентов» в день сдачи крови и (или) ее компонентов донор, безвозмездно сдавший кровь и (или) ее компоненты, обеспечивается бесплатным питанием за счет организации, осуществляющей деятельность по заготовке донорской крови и ее компонентов.

В соответствии с пунктами 1, 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.04.2013 № 265н «О случаях возможности замены бесплатного питания донора крови и (или) ее компонентов денежной компенсацией и порядке установления ее размера» замена бесплатного питания денежной компенсацией допускается в исключительных случаях. К ним относятся сдача крови с использованием мобильных комплексов заготовки крови, подача донором письменного заявления о замене бесплатного питания денежной компенсацией и сдача крови в помещениях федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Если вы подали заявление о замене бесплатного питания денежной компенсацией, то вам будет выплачена денежная сумма, равная 5% от действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, на территории которого совершена сдача крови.

Донору, безвозмездно сдавшему кровь и (или) ее компоненты в течение года в объеме, равном двум максимально допустимым дозам крови и (или) ее компонентов, предоставляется право на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение. Объем максимально допустимой дозы крови и (или) ее компонентов определяется врачом при медицинском обследовании донора.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» почетными донорами России могут стать граждане, которые безвозмездно сдали: кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы) 40 и более раз; плазму крови 60 и более раз; кровь и (или) ее компоненты 25 и более раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови 40 раз; кровь и (или) ее компоненты менее 25 раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови 60 и более раз.

Если вы являетесь почетным донором России, вам статьей 123 Трудового кодекса РФ, а также статьями 23, 24 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» предоставляются, в частности, следующие льготы:

– ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для вас время года;

– внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях – государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

– первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение;

– предоставление ежегодной денежной выплаты, размер которой подлежит индексации в зависимости от уровня инфляции.

Законодательством не предусмотрено предоставление дополнительного отпуска почетным донорам. Вместе с тем, согласно статье 116 Трудового кодекса РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей по общему правилу могут самостоятельно установить дополнительные отпуска для таких работников.

Вне зависимости от того, являетесь вы почетным донором или нет, в день сдачи крови, а также в день медицинского обследования вы освобождаетесь от работы. Если же вы в этот день вышли на работу, то по согласованию с работодателем вам предоставляется другой день отдыха. Кроме того, после каждого дня сдачи крови работнику предоставляется дополнительный день отдыха, который по его желанию может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови (ч. 1, 2, 4 ст. 186 Трудового кодекса РФ).

 

Какие установлены льготы для инвалидов по зрению?

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 1. Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности, вправе получить страховую пенсию по старости до достижения ими общеустановленного возраста: мужчины – с 50 лет, женщины – с 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет.

Страховая и социальная пенсии по инвалидности назначаются со дня признания лица инвалидом (дня признания ребенком-инвалидом, установления соответствующей группы инвалидности) без истребования заявления о назначении такой пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении Фонда пенсионного и социального страхования РФ. При этом гражданин вправе отказаться от назначения таким способом страховой пенсии по инвалидности, подав соответствующее заявление в СФР, и обратиться за ее назначением в общем (заявительном) порядке, представив в СФР необходимые документы. Также пенсионер вправе представить документы, подтверждающие обстоятельства, которые могут повлечь увеличение размера страховой пенсии по инвалидности.

При отдельных заболеваниях инвалиды по зрению не проходят очередную медико-социальную экспертизу (переосвидетельствование), то есть группа инвалидности (категория “ребенок-инвалид”) устанавливается без срока переосвидетельствования (до достижения возраста 18 лет) при первичном освидетельствовании.

К таким заболеваниям относятся:

полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения;

снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,04 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

Обеспечение инвалида по зрению собакой-проводником осуществляется в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации или абилитации. Такая собака предоставляется инвалиду бесплатно в безвозмездное пользование, и на ее содержание и ветеринарное обслуживание инвалидам выплачивается ежегодная денежная компенсация, не облагаемая НДФЛ. При этом собака не подлежит отчуждению третьим лицам.

Обратите внимание, что отказ инвалида от обеспечения его собакой-проводником денежной выплатой не компенсируется.

В сфере беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры инвалиду по зрению гарантируется:

сопровождение и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

условия для беспрепятственного пользования транспортом, в частности, посредством дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, передачи текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры собаки-проводника (при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение).

Кроме того, в некоторых регионах (например, в г. Москве) инвалидам предоставляется услуга социального такси с льготными тарифами.

В целях обеспечения доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций предусмотрена, в частности, возможность изменения размеров текстовой информации на сайтах до 200%.

Инвалиды по зрению в отдельных случаях вправе использовать факсимильное воспроизведение своей собственноручной подписи, проставляемое с помощью средства механического копирования. В частности, факсимиле возможно использовать в сфере банковских услуг по приему, выдаче, размену, обмену наличных денежных средств. При этом требуется нотариальное свидетельство об удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида с факсимильным воспроизведением его подписи.

Как получить социальную помощь в денежном эквиваленте

Одним из видов государственной социальной помощи является предоставление набора социальных услуг определенным категориям граждан, например, инвалидам.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность отказаться от набора соцуслуг в пользу денежного эквивалента, а также можно отказаться от предоставления услуг только в части.

Во-первых, обратитесь в территориальный орган Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг по месту получения Вами услуг либо по Вашему выбору.

Согласно ч. 3 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ) Вы можете отказаться от получения набора социальных услуг в пользу денежного эквивалента :

– полностью;

– в части лекарственного обеспечения;

– в части путевки на санаторно-курортное лечение;

– в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

– в части двух любых из указанных услуг одновременно.

Согласно ч. 4 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ Заявление об отказе от получения набора соцуслуг на следующий год подается в территориальный орган Пенсионного Фонда России до 1 октября текущего года и действует до 31 декабря года, в котором вы измените свое решение и обратитесь с заявлением о возобновлении предоставления набора соцуслуг, либо до момента утраты права на получение ежемесячной денежной выплаты.

Обратиться в ТО ПФР с заявлением можно лично, в том числе при выездном приеме, или через представителя, по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ТО ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР.

ТО ПФР выдаст или направит вам уведомление о приеме и регистрации заявления. При направлении заявления в форме электронного документа вы получите уведомление о регистрации.

С 1 января года, следующего за годом подачи заявления, получайте ежемесячно денежный эквивалент социальных услуг

В соответствии с ч. 1 ст. 6.5 Закона № 178-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 № 57 с 01.02.2022 общая стоимость набора социальных услуг составляет 1 313,44 руб., из них

1 011,64 руб. – на лекарства, медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;

156,50 руб. – на санаторно-курортное лечение;

145,30 руб. – на проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

По общему правилу сумму компенсации можно получить на банковскую карту “Мир”.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ сумма средств, направляемая на оплату предоставления социальных услуг, удерживается из ежемесячной денежной выплаты.

Необходимо также отметить, что отказ от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не лишает инвалида права на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.

 

Трудоустройство несовершеннолетних

На основании ч. 1 ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Также работодатель вправе принять на работу лиц моложе 16 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, если они достигли 15-летнего возраста и получили основное общее образование (ч. 2 ст. 63 ТК РФ, абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1). Если ребенок не достиг возраста 14 лет, его могут привлечь для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, а также для работы по подготовке к спортивным соревнованиям и участию в спортивных соревнованиях по определенному виду (видам) спорта (ч. 4 ст. 63, ст. ст. 348.1, 348.8 ТК РФ, абз. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1), если данные мероприятия не повлекут ущерб их здоровью и нравственному развитию.

Трудовые отношения с несовершеннолетними оформляются по общим правилам, установленным трудовым законодательством РФ. Однако ч. 4 ст. 70 ТК РФ лицам в возрасте до 18 лет не устанавливается испытание при приеме на работу. Следовательно, трудовой договор с ними не может содержать такого условия. Если же данное условие включено в трудовой договор, оно не подлежит применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Одним из обязательных условий для заключения трудового договора с несовершеннолетним являются письменное согласие одного из родителей (попечителя) и разрешение органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК РФ, абз. 3 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1). Если другой родитель возражает против заключения трудового договора, необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего и органа опеки и попечительства (абз. 3 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа (ч. 4 ст. 63, ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ, абз. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1). Для лиц в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю, а для работников в возрасте от 16 до 18 – не более 35 часов в неделю. Несовершеннолетним работникам также гарантируется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день, что дает хорошие привилегии взять отдых в любое время, когда пожелает несовершеннолетний.

Вторым обязательным условием заключения трудового договора с лицами в возрасте до 18 лет независимо от их трудовой функции является прохождение ими предварительного медицинского осмотра (ст. 69, ч. 1 ст. 266 ТК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1).

В дальнейшем несовершеннолетние подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру до достижения ими возраста 18 лет (ч. 1 ст. 266 ТК РФ). Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 266 ТК РФ).

За прием на работу несовершеннолетних без прохождения предварительного медосмотра возможно привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 6.3, а также ч. 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Кроме того, возможно привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 143 УК РФ.

 

Способы управления многоквартирным домом

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом представляет собой деятельность по выполнению стандартов, направленных, в частности, на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление гражданам, проживающим в таком доме, коммунальных услуг или (в определенных случаях) постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 6 ст. 15, п. п. 1 – 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя принадлежащее собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности общее имущество. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого дома

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ непосредственное управление возможно в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более тридцати.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) создается собственниками многоквартирного дома (решением более 50% собственников) или собственниками квартир нескольких домов, является видом товариществ собственников недвижимости, представляющим собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме, и регистрируется в качестве некоммерческой организации.

Управляющая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом на основании лицензии. При этом многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация.

В отличие от управления управляющей организацией при управлении многоквартирным домом ТСЖ собственники помещений принимают непосредственное участие в управлении таким домом. ТСЖ вправе, в частности, предоставлять в пользование (ограниченное пользование) часть общего имущества многоквартирного дома (например, сдавать помещения в аренду третьим лицам), получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений земельные участки для жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации. Срок деятельности ТСЖ не ограничен, если иное не предусмотрено уставом товарищества.

В отличие от ТСЖ управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Управляющая организация несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме ответственность за ненадлежащее оказание услуг в соответствии с действующим законодательством, в частности законодательством о защите прав потребителей. Кроме того, исполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления и соблюдение при оказании услуг и (или) выполнении работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме установленных требований является предметом лицензионного контроля. Срок деятельности управляющей организации ограничен договором управления.

Таким образом, жилищное законодательство позволяет собственникам помещений самостоятельно определить наиболее удобный способ управления многоквартирным домом, принимая во внимание всю полноту сложившихся отношений как между собственниками, так и с третьими лицами.

 

Что такое «единственное жилье»?

Законодатель не дает легального определения термину «единственное жилье» или «единственное жилое помещение». Тем не менее, указанный термин может иметь для гражданина и его семьи в определенных случаях не последнее значение.

Тем не менее, по смыслу правовых норм, в правовой доктрине сформулировано следующее определение: единственное жилье – это жилое помещение, которое является для гражданина и членов его семьи единственным пригодным для постоянного проживания.

Данный термин возникает в законодательстве применительно к реализации гражданами отдельных жилищных прав, а также в случаях взыскания просроченной задолженности или банкротства граждан.

Например, в отношении единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, действует так называемый “исполнительский иммунитет”. На такое жилое помещение по общему правилу не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Однако, в соответствии с частью 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской федерации, исключением из указанного правила является жилое помещение, заложенное по договору об ипотеке.

Отдельное значение термин «единственное жилье» приобретает в правовых отношениях, связанных с банкротством гражданина. В таком случае, действует исполнительский иммунитет в отношении единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, не обремененного ипотекой.

При наличии у должника нескольких жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, помещение, в отношении которого предоставляется исполнительский иммунитет, определяется судом, рассматривающим дело о банкротстве. При этом суд исходит из необходимости как удовлетворения требований кредиторов, так и защиты конституционного права на жилище самого гражданина-должника и членов его семьи, в том числе находящихся на его иждивении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, обеспечения указанным лицам нормальных условий существования и гарантий их социально-экономических прав.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 26.04.2021 № 15-П суд может посчитать необоснованным применение исполнительского иммунитета, если отказ в его применении не оставит гражданина-должника и членов его семьи без пригодного для проживания жилища, обращение взыскания на жилое помещение может погасить существенную часть долга, а также если будет согласие гражданина, в частности, на изменение места жительства.

Следует также учитывать, например, что гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, а также гражданам, утратившим единственные жилые помещения, которые были приобретены за счет кредитных (заемных) средств и заложены в обеспечение возврата кредита (целевого займа), в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, могут быть предоставлены для временного проживания жилые помещения маневренного фонда.

Основные проблемы, связанные с некачественным выполнением работ по договору бытового подряда, и пути их решения 

С договором бытового подряда люди сталкиваются если не ежедневно, то очень часто.  Специальных правил о форме договора в законодательстве не содержится, однако из ст. 734 ГК РФ следует, что заказчику должна выдаваться квитанция или иной документ.

Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала заказчика, в документе, выдаваемом подрядчиком при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон. Оценку материала в квитанции или ином аналогичном документе можно впоследствии оспорить в суде.

В случае выполнения большого объема работы целесообразно составлять договор с подробным описанием объема выполняемых работ и их расценок, что позволит избежать споров в случае, если выполнена будет только часть работ или если часть работ будет иметь недостатки.

В соответствии со ст. 721 ГК РФ качество выполняемой работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора – требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.

При этом необходимо учитывать, что заказчик, выявивший недостатки выполненных работ, должен доказать их наличие надлежащими доказательствами. В качестве таких доказательств могут выступать факты нарушения требований СНиП, СП, ГОСТ, иных обязательных норм и правил (при наличии спора данные факты подлежат установлению в ходе экспертизы), гарантийные письма подрядчика об устранении недостатков или двусторонние акты.

Следует помнить, что в силу п. 3 ст. 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

По общей норме, изложенной в п.5 ст.28 Закона о защите прав потребителей, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа.

В соответствии с п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем (п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).

Также потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Под существенным недостатком товара (работы, услуги) понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г., был сделан вывод о наличии права заказчика в случае выполнения работ с существенными недостатками отказаться от исполнения договора бытового подряда и потребовать от подрядчика возмещения причиненных убытков без предварительного заявления заказчиком требования об устранении недостатков работ в разумный срок.

То есть в случае, если недостатки являются существенными, можно не просить подрядчика переделать работу. От работы можно сразу отказаться. При этом денежные средства, уплаченные за некачественно выполненные работы авансом, подлежат возврату.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Будьте внимательны и всегда помните о необходимости соблюдения норм действующего законодательства.

Об ответственности за воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи 

В средствах массовой информации часто освещаются трагические случаи гибели людей в карете скорой помощи из-за отказа водителей в нарушение Правил дорожного движения пропустить санитарный транспорт.

В российском законодательстве предусмотрена уголовная и административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи.

Так, статьей 6.36 КоАП РФ, установлена ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медработника по оказанию медпомощи. За такое правонарушение установлен штраф в размере 4-5 тыс. руб. Исключение предусмотрено только для такого деяния, как непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, – для него действуют отдельные санкции, установленные ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ (размер штрафа составляет 3-5 тыс. руб., а срок лишения права управления транспортными средствами – от трех месяцев до одного года).

Статьей 124.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента или его смерть. Санкция указанного состава преступления предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до четырёх лет.

Законодателем определено, что уголовная ответственность будет наступать не только в случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, но и в случае умышленного причинения легкого вреда здоровью или угрозы убийством либо причинением тяжкого вреда здоровью этим лицам.

Если воспрепятствование оказанию медицинской помощи будет сопряжено с причинением вреда здоровью медицинского работника, деяния будут подлежать квалификации по совокупности преступлений.

Помните! Ежедневно медицинские работники героически спасают чью-то жизнь, не препятствуйте им!

 

О внесудебном порядке защиты избирательных прав граждан

Избирательное право–это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в установленном законом порядке.

Решения или действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы:

  1. решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица – в избирательную комиссию муниципального района;
  2. решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) или ее должностного лица – в избирательную комиссию субъекта РФ;
  3. решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта РФ или ее должностного лица – в Центральную избирательную комиссию РФ (далее – ЦИК РФ).

При рассмотрении соответствующей комиссией жалоб на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Сроки рассмотрения жалоб зависят от предмета жалобы и стадии избирательной кампании. Жалоба на решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина РФ в список избирателей должна быть рассмотрена вышестоящей комиссией в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования – немедленно.

Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии после завершения избирательной кампании может быть подана в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения.

Жалоба на решение вышестоящей избирательной комиссии после завершения избирательной кампании подается в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения.

Важно отметить, что указанные сроки восстановлению не подлежат.

Комиссия может вынести одно из следующих решений:

  1. оставить жалобу без удовлетворения;
  2. отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
  3. отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Важно отметить, что предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

 

Мы используем cookie-файлы для улучшения работы сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять